Туристские узлы.

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каж­дому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «пря­мой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академичес­кий», «брамшкотовый».

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой про­водник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя». Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

«Прямой» узел можно вязать двумя способами.

1. Одной веревкой делается петля (рис. 54, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 54, б. Ходовые концы должны быть длиной 15—20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис. 54, д). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан не­правильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

2. Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис. 54, в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается «бабий узел» (рис. 54, е). Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис. 54, д).

«Ткацкий» узел

Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (рис. 55, а), потом с другой (рис. 55, 6). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (рис. 55, в).

 

«Встречный» узел

Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вя­жется простой узел (рис. 56, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные сто­роны (рис. 56, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 56, в).


Узел «грейпвайн»

Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на дру­га, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной сто­роны (рис. 57, а), затем то же самое с другой (рис. 57, б). Узлы стягиваются (рис. 57, в). Контрольные узлы не вяжутся. Правиль­ный рисунок узла показан на рисунке 57, г.

«Брамшкотовый» узел

Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке 58, а, б. Затем узел затягивается, расправля­ется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 58, в).

«Академический» узел

Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем пет­лю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке 59, а, б. Узел затягивается, расправляет­ся, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 59, в).

Узел «простой проводник»

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (рис. 60, а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (рис. 60, в).

Узел «восьмерка»

Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завя­зывается узел, напоминающий цифру восемь (рис. 61, а, б). Узел рас­правляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (рис. 61, в).

 

Узел «срединный австрийский проводник»

Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (рис. 62, а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как пока­зано стрелкой на рисунке 62, б, чтобы вышла петля. Для того что­бы получился правильный узел (рис. 62, в), нужно растянуть кон­цы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.

 

Узел «двойной проводник», или «заячьи уши»

Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется «пустышка» (рис. 63, а), затягивается (рис. 63, в) и завя­зывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда «пустышка» будет завязана наоборот, узел «двой­ной проводник» не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке 63, б, чтобы через нее прошли Две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (рис. 63, в).

Правильно завязанный узел показан на рисунке 63, г. Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. «Двойной проводник» не имеет контрольных узлов.

 

Узел «удавка»

Узел вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора относится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления ве­ревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (рис. 64, а). Далее ходовым концом веревки де лается несколько оборотов вокруг рабочего конца (не менее трех и завязывается контрольный узел (рис. 64, б). Затем узел затягивается.

 

Узел «стремя»

Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходово: конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке 65, а. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (рис. 65, б). Если узел «стремя» используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.

Узел «стремя» может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его мож­но завязать даже одной рукой (рис. 66, а, б).

Узел «булинь»

Вяжется одним концом верев­ки вокруг опоры. Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образо­вавшуюся петлю (рис. 67, а). Следующее действие: ходовым кон­цом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны (рис. 67, б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел (рис. 67, в).

«Булинь» может быть завязан и другим способом, с помощью «пустышки». Для этого вместо петли завязывается «пустышка» так, чтобы она развязывалась при рывке за рабочий конец, а не за ходовой. Опора обносится ходовым концом (рис. 68, а). Затем он проносится в петлю «пустышки», и при натягивании рабочего конца петля «пустышки» вместе с ходовым концом проходит через узел (рис. 68, б). На получившемся узле «булинь» остается только завя­зать контрольный узел (рис. 68, в).

«Схватывающий» узел

Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (ди­аметром 10—12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносит­ся веревка (рис. 69, а, б). Затем операция повторяется (рис. 69, в, г). После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается кон­трольный узел (рис. 69, д). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом «встречный» или «грейпвайн».

 

Иногда «схватывающий» узел завязывается одним концом реп­шнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (рис. 70, а, б, в). Затем узел затягива­ется, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным уз­лом (рис. 70, г).

Дополнительные узлы
Узел «пустышка»

Этот узел можно использовать при завязывании узлов «булинь» и «двойной проводник», а также как самостоятельный узел (на­пример, при затягивании верха рюкзака). Он быстро и легко развязывается, если потянуть за кон­цы в разные стороны.

Способ вязки. Веревка берется за середину и завязывается простой узел (рис. 71, а), но вместо того,

чтобы затянуть концы, делается затягивающаяся петля (рис. 71,6).

 

«Маркировочный» узел

Этот узел служит для связывания веревки после того, как она будет сбухтована (рис. 72).

 

«Узел Бахмана»

Узел является разновидностью «схватывающего» и может при­меняться в тех же целях. За карабин узел можно вести вниз и вверх, а при резком рывке узел затягивается. Он легко развязывается после снятия нагрузки.

Репшнур вщелкивается в ка­рабин (рис. 73, а), при открытом карабине делается 3—4 оборота (рис. 73, б), затем муфта караби­на закручивается, узел распрям­ляется и затягивается (рис. 73, в).

 

«Карабинная удавка»

Узел применяется для привя­зывания веревки к опоре. При­меняется, когда веревку необхо­димо сдернуть после спуска, на­пример.

На конце веревки завязывает­ся «восьмерка», в нее вщелкива­ется карабин (рис. 74, а), затем веревка обносится вокруг опоры и карабин вщелкивается в рабо­чий (нагрузочный) конец веревки. Муфта карабина закручивает­ся, и узел затягивается (рис. 74, б).

Материал взят с

http://www.mir1.ru/

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".